- Литературная мастерская «Мартовская капель» продолжается вот уже третий год подряд. Чем отличен для вас нынешний сезон от первых двух? Кто, как вам кажется, самым значимым образом изменился в первую очередь, вы или всё-таки юные участники?
- Во-первых, я впервые работал со старшей группой участников конкурса «Лето Господне» и «Мартовской капели». Этим для меня отличен нынешний сезон. Юноши и девушки более самостоятельные, независимые и с развитым литературным вкусом. Чувствуется начитанность и расширенный кругозор. Литературные предпочтения самые разнообразные. Поговорили о Пушкине, Лермонтове, Тютчеве. О французских писателях: Дюма, Виктор Гюго, Марсель Пруст. О Достоевском и его персонажах Ставрогине и Верховенском из романа «Бесы». О Маяковском и Хлебникове, о символистах Серебряного века и современном постмодернизме.
Во-вторых, я замечаю, как меняются дети, и мы меняемся вслед за ними. С взрослением они теряют цельность восприятия действительности и культуры. Уходит «идеальное сознание» в переживании мира вещей, на смену которого воцаряется опосредованный взгляд исходящий из опыта и начитанности, - взгляд рациональный, уводящий от образного восприятия мира. Более талантливые находятся в плену своего дарования и им удаётся совмещать в творчестве два начала – сохранять образность под досмотром прагматичного сознания.
- Каждый опытный мастер знает, с чего начать и чем примерно закончить, но отработана ли, как вы считаете, за эти годы технология проведения трёх заветных занятий? Как вы к ним готовились, и о чём хотели сказать в первую очередь, какую свою сокровенную мысль о словесности донести?
- Я никак не готовился к этим «трём заветным занятиям». Я наверняка знаю, что любое благое дело можно «профессионально» загубить. Важно сохранить живость и искренность в общении с молодыми литераторами и постараться, исходя из опыта и образования, дать им ключи к пониманию жизни и литературы, ибо эти две вещи тесно связаны между собой. Когда Болфинова Аня (Хабаровск) в отзыве о «Мартовской капели» пишет такие слова, я чувствую, что нечто важное дошло до её сердца и сознания: «Хочу пожелать литературной мастерской «Мартовская капель» привлекать к себе все больше и больше учеников, чтобы такие замечательные мастера, как Анастасия Чернова и отец Геннадий, подарили как можно большему числу молодых людей ту радость и тепло, которые я испытала на себе во время наших занятий. Участникам же следующих сезонов я советую «заговорить своим голосом» (по выражению отца Геннадия) и изучать не столько
психологию людей, сколько их духовную составляющую, и тогда произведение (пусть даже небольшое, а всего на полстранички) будет иметь свою неоспоримую значимость!»
- Без каких свойств не может существовать литературного наставника? Приязнь и строгость, готовность отдавать и перспективное видение, чуткость к печатному слову и принципиальная нестандартность подхода к тексту?
- Прежде всего, бережное отношение к таланту. Дать одарённому литератору возможность почувствовать в себе свободную личность способную творить. Это призвание каждого человека, сотворённого свободным, самосознающим существом, в отличии от всех других живых тварей. Богу приятен человек, который способен в своей свободе восхититься всем творением и подобно Творцу, создать нечто похожее. Например, живописную картину, висящую в Третьяковской галерее, как часть сотворённого мира, заключённого в раму, где совсем не видно кухни художника.
Я вывел для себя формулу, которая выражает моё понимание служения искусству: «Если в творчестве писателя отсутствует онтологическое измерение, то его произведения подлежат забвению. Все, что создано любовью – принадлежит бессмертию».
- Какое впечатление на вас произвела работа участников конкурса «Лето Господне» на занятиях? Ощущали ли вы, что нам есть, на кого надеяться, в будущих поколениях?
- Беда современного времени – это «процветание» невежества в искусстве, отсутствие развития подлинных чувств и безупречного вкуса. Свобода публикаций в интернет-сети дала возможность (при отсутствии взыскательного взгляда специалистов в области филологии) публиковать всё, что угодно. Я бы назвал это: «гибелью писателя». Но происходит и другой деструктивный процесс. Публика, так же не имеющая развитого чувства и сформированного вкуса, находится в состоянии «восхищения» от публикуемых «творений». И я бы назвал это: «гибелью читателя». Катастрофически не хватает наставничества молодым, талантливым литераторам!
К сожалению, авторитет писательских Союзов столь ничтожен, что одарённым юношам и девушкам приходится рассчитывать на счастливую случайность. Она есть! Молодые литераторы, участвующие в конкурсе «Лето Господне», создали масштабное движение православных писателей, география которых впечатляет! Вся Россия и ближнее зарубежье представлены на этом литературном форуме. Нам есть на кого надеяться в будущих поколениях. Здоровые силы объединяются под руководством и наставничеством больших писателей.
- Дети конкурса «Лето Господне», как известно, полны сюрпризов. Были ли вы удивлены чем-нибудь с их стороны? Неожиданная тема, ракурс рассмотрения, трактовка, поворот сюжета, описание, реплики героев, что-то ещё?
- Неожиданных открытий было немало. Присланные на конкурс работы восхитительны. Видно, что они сделаны под руководством «научных руководителей». И это чрезвычайно важно! Потому что, уровень, заданный наставником, призывает молодого литератора соответствовать этому уровню в дальнейшей работе, столкнувшись в офлайн режиме лицом к лицу с мастерами конкурсной комиссии. При умном наставничестве личность литератора не исчезает, а наоборот высвечиваются её самые главные достоинства: чуткость к слову; пластичности языка; личной, неповторимой интонации; создание образа. Литературно-критические работы были столь глубоки по мысли, серьёзны по тематике, что комиссия находилась в затруднительном положении, не зная, как оценивать уровень этих работ и самостоятельность их создания. Но стремление к подлинному, глубокому, возвышенному взгляду на литературу и жизнь изумляло комиссию. Краткое интервью не позволяет обратиться к примерам из присланных работ соискателей.
- Могли бы вы рекомендовать какие-то работы участников для публикации в литературной прессе?
- Я бы рекомендовал из работ «Мартовской капели» рассказ Владислава Штанько «Встреча» и рассказ Ани Болфиновой «А» последняя буква в алфавите».
- Что бы вы могли пожелать участникам проходящего сейчас одиннадцатого конкурсного сезона, а также ещё не объявленного двенадцатого?
- Победители и проигравшие должны помнить слова Редьярда Киплинга: «Будь твёрд и в удаче, и в несчастье, им в сущности цена одна». Мы все делаем одно дело – просветительское и воспитательное весьма полезное идущим за нами. Но самое главное дело – это путь к самому себе через наше творчество – путь обретения себя.
Беседовал Сергей Арутюнов