Что меня больше всего привлекает в этом конкурсе, так это предоставление подросткам и юношеству возможности без утайки выразить и высказать свои самые заветные чувства и мысли, с которыми, быть может, не всегда поделишься и с самым лучшим другом. Дорого то, что такая возможность появляется в том возрасте, когда человек начинает всерьёз задумываться о том, зачем он живёт на этом свете, в чём состоит его высшее предназначение. И в конкурсных работах мне особенно дороги именно эти искренние, из самых глубин души идущие слова. Пусть они порой имеют не вполне совершенную форму, но если они точно передают переживания своего возраста, я как член Конкурсной комиссии отдаю им предпочтение перед теми, где видно стремление выражаться «взрослым» языком, использовать шаблонные, не свойственные своему возрасту речевые обороты. Малейшая языковая фальшь стразу чувствуется и вызывает отторжение. Взрослые, будь то родители или учителя, библиотекари, стремящиеся подсказать о чём писать, а что лучше убрать, как усложнить фразу разными красивостями и сложными оборотами, делают своим подопечным медвежью услугу. Из творения становятся прилизанными, искусственными и теряют в моих глазах ценность и привлекательность.
Дорого и то, что поэт Е. А. Баратынский (1800 1844) назвал «лица необщим выраженьем». В наше время, когда языковой запас детей и юношества на глазах беднеет, когда они разучиваются точно, внятно, да ещё и образно выражать свои мысли, когда они нарочито стремятся вставлять в свою речь модные жаргонные словечки, – на этом фоне прочитать текст, написанный красивым русским языком, доставляет истинное удовольствие и повышает в моих глазах личность автора, выделяет его из общей массы. Многие думают, что если они будут выражаться примитивным языком, а то и вообще сознательно корёжить речь, полагая, что этакая «прикольность» (вот и меня захватила эта прилипчивая словесная зараза) выделяет их из общей массы, глубоко заблуждаются. Как раз наоборот: авторский язык в этом случае становится таким же убогим, как у многих их сверстников, и вместо того, чтобы действительно оказаться на высоте положения, они барахтаются, а то и вовсе тонут в общей серой словесной жиже. Зато если автору удаётся найти для своего рассказа меткое, незатасканное слово, точно передающее переживаемое чувство или осенившую мысль, –– такое, чтобы оно сразу ложилось читателю на душу, запоминалось надолго, –– я без рассуждений повышаю ему свою оценку. Это в области техники, делопроизводства особо ценятся одинаковость, повторяемость, шаблонность действий, приёмов, речевых оборотов. Но в таком творческом деле, как художественная литература, превыше всего ценится именно разнообразие языка, стиля, поворота темы, оригинальность сюжета. За эти качества конкурсная комиссия решила даже ввести особую номинацию – Приз зрительских симпатий.
Особо хочу отметить, что красота стиля не имеет ничего общего с вычурностью художественного языка. Что, казалось бы, выдающегося в пушкинских строках «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он плывёт себе в волнах на раздутых парусах»? Нет здесь ни закрученных образов, умопомрачительных метафор, сложных рифм. Но строки эти пережили автора на века, их с малых лет и на всю жизнь впитывает буквально каждый человек нашей страны. Или вернёмся к цитате Е. А.Баратынского, которая пришлась мне к слову в предыдущем абзаце. Ну что в ней, казалось бы, такого, что выделяет её из самой обычной речи? А вот поди ж ты, тоже пережила века и давно стала то цитатой, то эпиграфом. Потому что автор нашёл свои собственные точные, меткие слова, которые, однако, каждый готов воспринять как свои собственные и вставляет их в собственную речь. Потому что лучше-то ведь не скажешь, как ни старайся. Вот это и есть признак истинного таланта, им и дорога каждая победившая конкурсная работа.
И последнее из главного, чем я руководствуюсь при оценке представляемых работ. На фоне свойственной громадному большинству наших современников бесконечной и всё усиливающейся бравады своим насмешливым, доходящем до цинизма отношением к событиям, жизни, людям –– даже самым близким родственникам, даже друзьям. –– чрезвычайно дороги произведения наших юных конкурсантов, из которых видно, как в них просыпается или постоянно говорит совесть, сострадание к тем, кто обделён –– неважно чем: здоровьем ли, достатком, способностями или чем-нибудь ещё. Когда человек поверяет свои поступки именно собственной же совестью, тогда ему не нужны внешние запреты, угрозы наказанием и другие устрашающие меры. Он сам не позволит себе допустить бессовестного слова или поступка. Будущее нашей страны –– именно за совестливыми людьми, без них она, без преувеличения, скатится в пропасть. Конкурс позволяет его участникам проявить одно из лучших человеческих качеств. И неважно, станет участник победителем или не станет. Главное, что конкурс остановил на мгновение стремительный бег его жизни, заставил проверить самого себя на предмет соответствия своих помыслов и действий высшему моральному критерию – собственной совести. И в дальнейшем он, можно надеяться, всегда будет действовать по совести, безотносительно к своему участию в этом или других конкурсах.
Закончить хочу пожеланием. По своей базовой профессии я библиотекарь, и мне отчётливо видно, что литературный конкурс с удивительно точным и проникновенным названием «Лето Господне» будет значительно успешнее, если его проведение удастся соединить с работой общедоступных библиотек, которые в последние годы тоже серьёзно начали заниматься духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения.
Здесь, думается, должно быть встречное движение. С одной стороны, устроители Конкурса должны обращаться при его проведении за помощью к библиотекарям, которые зачастую находятся в неведении относительно его существования. Об этом можно оповещать со страниц профессиональных журналов, прямо адресованных школьным библиотекарям (в настоящее время выходит сразу три центральных журнала этого профиля, и каждый из них с радостью разместит любую информацию о конкурсе). Кроме них, выходят журналы, адресованные ко всем библиотекарям, работающим с населением, в том числе детским. –– «Библиотека», «Современная библиотека», «Библиотечное дело», «Молодые в библиотечном деле», «Библиопанорама» и другим. Достаточно предоставить им, как минимум пресс-релиз о наиболее важных акциях, связанных с Конкурсом, –– и известность его расширится многократно. За этим, можно полагать, последует проведение совместных мероприятий. Библиотеки охотно и бескорыстно используют все свои возможности для участия в этом благородном деле. Об их возможностях и связях с семьёй и школой, отточенном веками опытом организаторы и участники конкурса, боюсь, пока что имеют довольно приблизительное представление.
Желаю успехов и удачи всем, кто причастен и будет причастен к Международному детско-юношескому литературному конкурсу имени Ивана Шмелева «Лето Господне».
Член Конкурсной комиссии Ю. Н. Столяров