- Литературная мастерская «Мартовская капель» продолжается вот уже третий год подряд. Чем отличен для вас нынешний сезон от первых двух? Кто, как вам кажется, самым значимым образом изменился в первую очередь, вы или всё-таки юные участники?
- На мой взгляд, больше изменилась я – и как личность, и как редактор, и как педагог.
Самым трудным для меня оказался сезон 2024 года. Потому что это как прыжок с парашютом – первый раз страшно, но неизвестно, что ждёт впереди, а потому, если решился прыгать, прыгаешь и всё. А вот во второй раз… Вспоминается каждое ощущение прошлого раза – где были ошибки и как было страшно. Мне во второй «Мартовской капели» казалось, что я учту всё, что пропустила в первый раз, что не смогла додумать и т.п. Волновалась больше – и в итоге снова чем-то по итогу оказалась недовольна. В нынешний раз я подошла к чтению работ и подготовке к онлайн-занятиям более рационально. Редактору легче – он пишет замечания и правит текст. А педагог – почти как артист. Так что я, мне кажется, меняюсь в эту сторону. Учусь.
- Каждый опытный мастер знает, с чего начать и чем примерно закончить, но отработана ли, как вы считаете, за эти годы технология проведения трёх заветных занятий? Как вы к ним готовились, и о чём хотели сказать в первую очередь, какую свою сокровенную мысль о словесности донести?
- В плане подготовки к занятию, которое всё-таки очень отличается от занятия школьного, мне помог закон построения сюжета: завязка-кульминация-развязка. Так и здесь: первое занятие получилось, как обретение понимания того, зачем дети пришли на «Мартовскую капель», что они хотят вынести. Возможно, не до конца это понимали все пришедшие на наши занятия ребята, но они оказались творческими и активными. Им было ИНТЕРЕСНО работать с собственным текстом! Подтверждением этому является «развязка» нашей истории – когда мы с Александром Евсюковым прочитали итоговые работы. Наша технология (формат занятия, задачи и посылы) оказались удобными, рабочими! До такой степени рабочими, что я даже смогла прийти к выводу: свою самую важную мысль, которую хочется доносить начинающим авторам, я донесла. Именно потому, что мы с коллегой отработали хорошую форму ведения занятий. А мысль простая: бережность и точность в работе со словом.
- Без каких свойств не может существовать литературного наставника? Приязнь и строгость, готовность отдавать и перспективное видение, чуткость к печатному слову и принципиальная нестандартность подхода к тексту?
- Мне кажется, самое главное – это бережность и одновременно строгость. Ведь написано пером – не вырубишь топором, а значит, за написанные и собранные в текст слова будет отвечать и их написавший, и его наставник. Умение видеть в начинающем авторе будущего писателя и нарабатываются со временем, и возникают благодаря интуиции и собственному чувству слова.
- Какое впечатление на вас произвела работа участников конкурса «Лето Господне» на занятиях? Ощущали ли вы, что нам есть, на кого надеяться, в будущих поколениях?
- Ребята оказались очень сильные. Они писали работы на самые простые темы: бабушка, собачка, праздник, молитва, проказы малышей. Они говорили своими словами. Они записывали именно свои мысли, не списанные ни с каких «правильных» текстовок, они не формировали истории при помощи искусственного интеллекта. Им есть что сказать. Они любят Божий мир, они хотят существовать в нём во всей полноте. И это дарит надежду – они вот чуть-чуть ещё научатся – и подхватят наше знамя.
- Дети конкурса «Лето Господне», как известно, полны сюрпризов. Были ли вы удивлены чем-нибудь с их стороны? Неожиданная тема, ракурс рассмотрения, трактовка, поворот сюжета, описание, реплики героев, что-то ещё?
- Я удивилась и порадовалась тому, что самой частотной оказалась тема бабушек. Своих, чужих. И все истории о них оказались динамичными, драматичными – я увидела, что дети в своих произведениях дают шанс даже пожилым людям. Шанс поменяться, стать лучше, добрее. В мире этих детей всем есть место.
- Могли бы вы рекомендовать какие-то работы участников для публикации в литературной прессе?
- Да, я как раз собираю тексты для публикации в журналах, например, в «Путеводной звезде». Это очень важно – когда одни дети читают то, что пишут другие. И понимают, что это не взрослые за них написали, а сами они, сами! Интересных текстов оказалось на «Мартовской капели» много.
- Что бы вы могли пожелать участникам проходящего сейчас одиннадцатого конкурсного сезона, а также ещё не объявленного двенадцатого?
- Желаю много читать, вести читательский дневник, а ещё записывать наблюдения, скетчи – короткие сюжетные истории. Хорошему писателю пригождается записанное в самый неожиданный момент. Ещё желаю жить наполненной жизнью – вместе со своей страной, с планетой. И понимать, что в душе каждого ежесекундно читает Бог. И в произведениях их, конечно, тоже.
Беседовал Сергей Арутюнов