Екатерина Ратникова: «Литература создается людьми и для людей»

- Литературная мастерская «Мартовская капель» продолжается вот уже третий год подряд. Чем отличен для вас нынешний сезон от первых двух? Кто, как вам кажется, самым значимым образом изменился в первую очередь, вы или всё-таки юные участники?

- Думаю, меняемся мы все, как и положено людям, но, как обычно и бывает, это не слишком заметно для нас самих. На семинарах мы встретились снова с некоторыми ребятами с прошлогоднего сезона – видно, что они повзрослели, относятся серьезнее и к конкурсу, и, главное, к творчеству… Но нельзя сказать, что те, кто участвовал первый раз, чем-то значимым отличались от «старожилов». Все внимательно слушали, включая ребят с большой разницей во времени, все задавали непростые вопросы, потом присылали выполненные задания – более двадцати работ.

Чем отличался этот поток от предыдущих? Наверное, тематикой текстов: в этом году большинство ребят сконцентрировались на своем личном, детском опыте, совсем мало было эссе о войне, прошедшей и настоящей, и среди тех, что всё-таки были, еще меньше было хороших, живых и выстраданных опытом семьи. Наверное, это в чём-то и правильно: с одной стороны, писатель, назвавшись таковым, берет на себя ответственность говорить прямо об истории и современности в масштабах страны, но с другой – у детей нет никакого опыта, кроме собственного, и хорошо, когда детство – это просто детство, с его радостями и проблемами, хорошо, когда ребята не берутся за то, чего пока что не знают, не понимают и не имеют склонности о нем говорить. Так честнее.

- Каждый опытный мастер знает, с чего начать и чем примерно закончить, но отработана ли, как вы считаете, за эти годы технология проведения трёх заветных занятий? Как вы к ним готовились, и о чём хотели сказать в первую очередь, какую свою сокровенную мысль о словесности донести?

- Мы с Игорем Евгеньевичем Витюком, конечно, тщательно готовились к каждому занятию, составляли план. Но при этом за три года мы сумели четко определить одну только задачу: помочь участникам за время семинаров написать один/два достойных художественных текста. От этого и отталкиваемся. Нам дано критически малое количество времени, что тут можно обсудить в подробностях, кроме самих работ? Поэтому технология у нас одна: идти в первую очередь от интересов самих участников, рассказывать о том, что важно им.

На первом занятии мы всегда спрашиваем: друзья, о чем будем говорить на наших семинарах, что будем писать и обсуждать: эссе или рассказ? Ну и, наверное, главное, что мы старались и стараемся донести до ребят сквозь все наши обсуждения и рекомендации – понимание сокровенности и в то же время трудоемкости творческого процесса: слово – живое, но без обработки, без критического взгляда оно не станет художественным произведением.

- Без каких свойств не может существовать литературного наставника? Приязнь и строгость, готовность отдавать и перспективное видение, чуткость к печатному слову и принципиальная нестандартность подхода к тексту?

- Думаю, что важно всё, что Вы перечислили, но самое главное – то, что недаром обозначили первым: приязнь и строгость. Без доверия и обоюдного уважения не будет никакой учебы, как не будет ее и без честного, строгого разговора о недостатках текста. Но негативный разговор – потом, сперва ученик должен испытать в общении с учителем внимательность, чуткость со стороны последнего, потому что невозможно ничему научиться у того, кто не видит тебя как личность. Литература создается людьми и для людей, поэтому для меня очень важны человеческие, добрые отношения с теми, кому я что-то рассказываю.

- Какое впечатление на вас произвела работа участников конкурса «Лето Господне» на занятиях? Ощущали ли вы, что нам есть, на кого надеяться, в будущих поколениях?

- Ребята впечатлили своей усидчивостью, трудолюбием: наши семинары длились и по три, и по четыре часа, и даже Дальний Восток с большой разницей во времени был на связи на протяжении всех занятий. Многие работы, которые участники представили в конце, порадовали – и общим уровнем, и кропотливостью работы над текстом.

На кого надеяться всегда есть – необязательно совершенно, чтобы эти юноши и девушки занимались в дальнейшем именно литературой. Они уже сложились как личности, как люди начитанные, думающие, интересующиеся. За них не страшно.

- Дети конкурса «Лето Господне», как известно, полны сюрпризов. Были ли вы удивлены чем-нибудь с их стороны? Неожиданная тема, ракурс рассмотрения, трактовка, поворот сюжета, описание, реплики героев, что-то ещё?

- Меня больше всех поразили несколько работ: Марии Золотаревой, написавшей о жизни многодетной семьи в 90-е годы (пожалуй, это за три года первая серьезная работа об этом непростом периоде), Тебякиной Варвары (рассказ о польской туристке, которая так впечатлилась Москвой, что осталась тут и даже стала экскурсоводом) и Ильи Дерибаса, приславшего две коротеньких, но ярких работы – рассказ и эссе. Мария здорово умеет обращаться с образом рассказчика: тут и диалог, и внутренний голос героини, и сам сюжет, развернувшийся в ее памяти. Варвара написала живо, творчески и с юмором о том, как менялось мировоззрение девушки, очутившейся в чужой для нее стране – психологически достоверно и интересно. Илья выбрал темой эссе необычную для школьника книгу – «Живое пламя» Евгения Носова. Другие участники тоже порадовали: в каждой второй, наверное, работе были интересные мысли, речевые обороты, повороты сюжета – это хороший результат.

- Могли бы вы рекомендовать какие-то работы участников для публикации в литературной прессе?

- Думаю, названные выше работы вполне готовы к публикации и самостоятельной жизни. Еще у Вари есть рассказ про собаку (она, как и некоторые другие участники, представила к третьему занятию два готовых текста), он тоже хорош. Игорю Евгеньевичу Витюку он даже больше понравился, чем рассказ про полячку.

- Что бы вы могли пожелать участникам проходящего сейчас одиннадцатого конкурсного сезона, а также ещё не объявленного двенадцатого?

- У меня два пожелания: не терять своего взгляда на мир, любопытства к новому, стремления вглядываться, пробовать, понимать, а еще – не теряться, не бояться ничего. Впереди будет разное: и плохое, и хорошее, и победы, и поражения, но всё проходит, остаётся только опыт и сам человек. Если хотите быть писателями – не бойтесь опыта, берите его любым, и превращайте в материал для работы. А всё остальное приложится.

Беседовал Сергей Арутюнов