22-го марта 2025-го года финалисты XI-го конкурсного сезона прибыли в Москву – кто-то с утра, а кто-то ещё накануне вечером, а уже днём они, как писалось в древних летописях наших, «вступили в пределы» Издательского Совета Русской Православной Церкви, а если говорить проще, торжественно приехали на больших белых экскурсионного типа автобусах.
Заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви епископ Тарусский Макарий (Комогоров) приветствовал ребят и пожелал им помощи Божьей во всех московских трудах и начинаниях так:
«Вы все хорошо потрудились на заочном этапе, и теперь вам предстоит потрудиться ещё и на этапе очном.
Все вы, наверное, знаете, как плодотворно прошёл дополнительный этап нашего отбора – литературной мастерской «Мартовская капель», и теперь у нас, как никогда, много финалистов – целых пятьдесят человек, чего не было ни в одном сезоне. По пять финалистов в каждую категорию дала нам именно наша литературная мастерская.
Мы рады вам и вашим трудам, и тому, что в эти дни сила русского слова, сила правды прозвучит ещё раз в том, что вы напишете завтра», - сказал владыка Макарий.
Он представил финалистам команду конкурса – Людмилу Семёнову, Юлию Кулик, Николая Шитикова, Николая Савельева, Сергея Арутюнова, а также кураторов и лауреатов конкурса прошлых сезонов Ангелину Зимину, Дарью Лысову и Александра Масякина и фотографа Сергея Ефремова.
«Нам важны не только получить ваши работы, оценить их до достоинству и опубликовать, но и сформировать на основе нашего конкурса уникальное сообщество молодых авторов. Поверьте, лет через 10-15 многие из вас вспомнят эти дни с особенным чувством», - заключил владыка Макарий.
После получения традиционных аксессуаров (ежедневников, ручек, бандан и термо- кружек) начались мастер-классы по возрастным категориям Игоря Витюка, Ирины Ордынской и Екатерины Каликинской.
Поэт, секретарь Союза писателей России Игорь Витюк увлёк финалистов 6-7 классов тайнами написания короткого рассказа и эссе.
Он рассказал им, чем настоящее эссе отличается от классического школьного сочинения, строящегося, как правило, по довольно явной и предсказуемой схеме, в то время как эссе являет собой внезапный даже порой для автора влёт чувства и интеллекта.
Вторая часть мастер-класса была посвящена короткому рассказу, методологии поиска темы и (главное) идеи. Сюжет и композиция, основной и периферийный конфликты, герои, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и финал – были проработаны все составные части повествования, не исключая и специальные приёмы, и, разумеется, «втягивающее» начало – первую фразу.
Мастер-класс Игоря Витюка представлял собой практический интенсив для подготовки ребят к завтрашнему испытанию – написанию очной работы.
Для 8-9 классов мастер-класс проводила писатель Ирина Ордынская, главной темой которой вот уже многие годы является Православие через призму героев и мучеников за веру.
Ирина Николаевна поделилась авторским видением того, какой классификации подлежит спектр тем для словесности, а также тем, какие идеи невольно и вольно вкладываются в неё. Бегло пробежавшись по основным жанрам, она поставила перед финалистами вопрос о том, стоит ли создавать план произведения заранее, или следует отдаться потоку живого чувства, или – третий вариант – сбалансировать и то, и другое в едином стремлении сказаться на письме.
В рамках мастер-класса Ириной Ордынской было рассказано о начале произведения, а также о его композиции, перспективе и персонификации героев и рассказчиков, типичных стилистических и логических ошибках и способах их избегания, инверсиях и штампах, эллипсисах (намеренном пропуске подразумевающихся, но не проговариваемых слов) и само-редактировании – осторожном обращении со стилизацией, маргинальной лексикой и другими рискованными (и раскованными) приёмами, характерными для зрелого модернизма и пост-модернизма.
Оставшееся время Ирина Николаевна уделила пропаганде чтения и её нравственной составляющей.
Наконец, у 10-11 классов занятие было проведено писателем Екатериной Каликинской.
Она обратила самое пристальное внимание ребят на различие поводов к созданию литературного произведения, стилистические фигуры подражания каким-либо авторским стилистикам, заложенным во внутреннем «задании», важность начала и концовки, стилистические основы и границы различных литературных жанров, внутреннюю и внешнюю оценку итогового результата.
Отдельный раздел мастер-класса Екатерины Каликинской был посвящён одной из наиболее важных частей практической работы литератора – взаимодействию его с издательством и проблемам современного книгоиздания, типам изданий на книжном рынке, изменениям современного русского языка, восприятию классики новыми поколениями русских людей и проблеме чтения как таковой в створе влияния социальных сетей на снижение стандартов и восприятия, и понимания прочитанного.
В это время свой мастер-класс проводил с родителями и педагогами главный редактор конкурса Сергей Арутюнов. Он рассказал о работе Издательского Совета Русской Православной Церкви с детьми в рамках литературного конкурса «Лето Господне», а также поделился с аудиторией своим видением современного литературного процесса и его перспектив и последних изменений, пришедших в него с началом Специальной военной операции («СВО в литературе»), а также ответил на вопросы практикующих педагогов о значении русского классического литературного наследия и педагогических трактовках «вечных тем».